1. Мозг не похож на компьютер
Люди склонны проводить параллели, и в разные времена работа сознания сравнивалась с передовыми технологиями: например, когда человечество изобрело гидравлику (где-то в III веке до н.э.), популярность приобрела теория о том, что на мышление и настроение влияют разные жидкости — кровь, флегма, желчь и черная желчь, или меланхолия (отсюда пошло деление на четыре типа темперамента). В середине XIX века мозг начали сравнивать со свежеизобретенным телеграфом, а сейчас многие ученые используют аналогию с компьютером. Но она, мягко говоря, неточна. Мы не кодируем информацию в биты и не храним в памяти слова, правила, цифры и картинки в фиксированном виде (люди с эйдетической памятью, конечно, больше похожи на ходячие флешки, но и у них механизмы мышления и запоминания сильно отличаются от компьютерных).
2. В мозге есть специальная зона чтения
Она отвечает за распознавание написанных слов, и это странно, потому что с точки зрения эволюционных механизмов читать мы научились совсем недавно — несколько тысяч лет назад. На «оформление» такой зоны должно было уйти гораздо больше времени, так что есть мнение, что изначально она появилась для чего-то другого (например, распознавания сложных объектов в целом), а потом приспособилась под чтение. Что интересно, у маленьких детей она формируется тоже до того, как появляется необходимость читать — по мере развития устной речи.
3. Знания и навыки запоминаются по-разному
Возможно, вы замечали, что забыть решение квадратного уравнения гораздо легче, чем разучиться плавать. А все потому, что теоретическое знание и практические навыки закрепляются в памяти по-разному — последние затрагивают более древние участки мозга (они связаны с реакцией на визуальные раздражители, координацию движений и автоматические рефлексы — например, закрыть голову руками, если в нее летит волейбольный мяч). При запоминании навыков эти участки работают в команде с другими отделами, и так формируется очень устойчивая связь. А за абстрактные знания отвечает декларативная память, которую контролирует только один участок — кора головного мозга. Поэтому все, что изучается на уроках математики, истории, литературы и в рамках других теоретических предметов, со временем можно забыть, если не использовать эти знания регулярно.
4. Долгосрочная память пополняется во время сна
И без того нестойкие теоретические знания можно еще быстрее растерять, если зубрить ночами — недосып снижает способность усваивать информацию почти на 40%. Ученые предполагают, что именно во время сна то новое и важное, что мы недавно узнали, закрепляется в долгосрочной памяти.
5. В мозге есть хранилище на 2,5 петабайт
Это примерно 3 миллиона часов телесериала.
6. Движения пальцев влияют на умственное развитие
Родителям всегда советуют развивать мелкую моторику у ребенка, и это неслучайно — она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью, восприятием и даже речью — речевой и моторный центры в мозге расположены очень близко друг к другу. Так что пока малыш лепит собачку из пластилина, сигналы из моторного центра активизируют и соседние участки, помогая развивать умственные способности.
7. Быть билингвом круто не только потому, что ты знаешь два языка
Семилетние дети, растущие в двуязычной среде, обгоняют сверстников при выполнении заданий на внимание. Исследования показывают, что у билингвов лучше и с эмпатией, и с распознаванием изображений, и с переключением между разными видами задач.
8. Эмоции помогают нам учиться
За закрепление полезного поведения отвечает так называемая система вознаграждения. Грубо говоря, она работает по принципу «кнута и пряника» — тех действий, которые ассоциируются у нас с негативными эмоциями, мы в дальнейшем избегаем, а те, что приводят к получению каких-то «ништяков», превращаются в привычки. К сожалению, таким образом мозг дрессируется делать очень разные вещи — тот же механизм, который стимулирует ученика быть отличником ради похвалы или чувства превосходства над сверстниками, может заставить его крепко подсесть на видеоигры (удовольствие от игры у некоторых людей начинает перебивать удовольствия из реальной жизни).
9. Нельзя «прокачать» левое и правое полушария по отдельности
И вообще, деление на «рациональную» и «творческую» половинки сильно упрощает картину — на самом деле полушария постоянно общаются между собой, и любое сложное поведение затрагивает разные участки мозга.
10. Мы лучше усваиваем «микс» из разных типов информации
Лучше, чем узкоспециализированное знание. Психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Боб Бьорк провел эксперименты, доказавшие, что закрепление старых знаний вперемешку с изучением новых позволяет лучше усвоить предмет (даже если интуитивно большинству людей кажется, что полезнее «до упора» зубрить одно и то же). Возможно, это происходит потому, что в обычной жизни мы все время встраиваем новую информацию в уже привычную картину мира.
Обсуждение материала
Оставить комментарий