Мой город — Челябинск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

10 книг из школьной программы, которые стоит перечитать взрослым

На уроках литературы школьники успевают познакомиться со множеством разных книг. Однако программа построена таким образом, что часть произведений проходят слишком рано, задолго до того, как удается оценить их в полной мере. Это не удивительно: все-таки большинство этих книг написано для взрослой аудитории, и читать их лучше не из-под палки. О том, что из курса литературы становится приятным с годами, — в материале «Учёбы.ру».
Мария Рамзаева
23 марта 2017
Фото: faungg's photos / Flickr / CC BY-ND 2.0

«Война и мир», Л.Н. Толстой

Если попросить людей признаться честно, окажется, что мало кто, в принципе, прочитал во время учебы все четыре тома бессмертного произведения Льва Николаевича Толстого. Великолепное эпическое полотно, раскрывающее самые разные аспекты человеческой жизни, — одно из самых тяжелых испытаний для школьников. И дело тут не только в объеме текста. В юности читатели могут сопереживать Наташе Ростовой, восхищаться Болконским, но оценить нюансы их характеров и точность заложенных в произведение мыслей в это время не получается просто из-за отсутствия необходимого опыта и знаний. Во взрослом же возрасте можно сопоставить события, оценить остроумие и философию Толстого и, как итог, наконец-то получить истинное удовольствие от произведения. Ведь не зря именно «Войну и мир» среди всех произведений русской литературы за рубежом обожают больше всего.

«Котлован», А.П. Платонов

Платонов — один из самых мрачных писателей школьного списка литературы. Кажется, единственное, что он может сделать с читателями в юности, — это вогнать их в беспросветную, черную тоску. Произведения Платонова сложно читать как с точки зрения языка, так и в моральном плане, и для подростков они часто оказываются настоящим испытанием.

Взрослой публике этот писатель не кажется менее мрачным, но за безысходностью в «Котловане» и других его книгах можно найти до ужаса правдоподобное, точное отображение эпохи, жизни людей и особую, мрачную философию. В этом есть своя изюминка, особенно если вам нравится история.

«Отцы и дети», И.С. Тургенев

Знаменитое произведение Тургенева, как правило, нравится школьникам — и тем интереснее будет перечитать его во взрослом возрасте. Спустя годы книга открывается с совершенно иной стороны. Если в юности все восхищаются нигилизмом и твердыми убеждениями Базарова, страдают из-за несовершенства окружающего его мира и плачут над трагической гибелью, то после 25 лет читатели начинают обращать внимание на излишний максимализм главного героя, тогда как мнения его оппонентов уже не кажутся такими устарелыми и скучными.

«Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков

Наверное, нет в школьной программе произведения, в которое влюблялись бы так часто, как в «Мастера и Маргариту». В юности подавляющее большинство ребят называет его своим любимым произведением, многие девушки мечтают стать новыми Маргаритами, а юноши — достичь уровня Мастера. При этом мало кто в этот период способен в полной мере оценить сложность и многоплановость произведения Булгакова, а потому при перечитывании может выясниться, что самое интересное там — это не появление Воланда в Москве, не полеты на метлах и даже не история любви главных героев.

«Обломов», И.А. Гончаров

Как правило, большинству школьников было так же «лениво» читать историю Обломова, как ему самому — подниматься с постели, заниматься делами и устраивать личную жизнь. Однако если перечитать роман во взрослом возрасте, выяснится, что это не нравоучительная история о «плохом» Обломове и «хорошем» Штольце, как часто кажется в школе, а остроумное, пронизанное иронией произведение, в котором все герои поданы ярко, интересно и с толикой мягкой насмешки. К тому же «Обломов» может стать отличной мотивацией: как только начинаешь ощущать с ним родство, тут же просыпается жажда деятельности и желание от чувства этого отбиться.

«Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов

Несмотря на горькую иронию, которую Лермонтов вкладывал в название своего романа, Печорин действительно был и остается героем многих поколений школьников, влюбленных в образ харизматичного «плохого парня», одного из немногих в русской литературе. С возрастом появляется возможность иначе оценить этот образ, под другим углом посмотреть на поступки героя и на произведение в целом: не только вздохнуть о трагической судьбе обреченного на непонимание Печорина, но и увидеть тонкий психологизм, с которым описывал своих персонажей Лермонтов, сам еще совсем юный.

И.А. Бунин, рассказы

Произведения Бунина — еще одна вещь, которую сложно должным образом оценить в школе. Самые наивные, вслед за чопорными преподавательницами, воспринимали его рассказы исключительно как романтические произведения о чистой любви, другие же стеснительно хихикали, когда приходилось обсуждать их на уроках литературы. Набравшись жизненного опыта, можно не только яснее понять, о чем именно писал Бунин, но и лучше и глубже прочувствовать как все грани взаимоотношений героев, так и легкую горечь и тоску по ушедшему и несбывшемуся, которые пронизывают многие произведения писателя.

«Евгений Онегин», А.С. Пушкин

Кажется, уж это произведение прочнее всего вошло в нашу жизнь. Его следы невероятно часто можно обнаружить в окружающем информационном пространстве, как за счет крылатых выражений, так и за счет классических образов и классического конфликта. Однако у большинства впечатление о «Евгении Онегине» складывается под влиянием восторженных рассказов учительницы и трагических размышлениий о том, почему же Татьяна не могла остаться с Евгением. Только перечитав знаменитый роман позже, можно оценить всю его ироничность и легкость. Пушкин посмеивается над всеми своими персонажами, не забывая и главных героев, и пишет в реальности совсем не трагедию.

«Доктор Живаго», Б.Л. Пастернак

Если «Войну и мир» тяжело читать в первую очередь из-за ее объема, то «Доктор Живаго» труден за счет содержания: это масштабный роман со множеством героев и сюжетных линий, повествующий о непростом периоде российской истории. Пытаться осилить такое объемное во всех смыслах произведение в рамках школьной программы — практически безнадежная затея. Зато потом, уже обладая достаточным опытом, а также временем и желанием, можно открыть для себя один из лучших и важнейших романов русской литературы.

«Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский

Многим подросткам и в школьные годы нравится Достоевский, с его мрачной философией, страдающими героями и вечно хмурым Петербургом. При повторном прочтении помимо ощущения безысходности и достаточно интересного, особенно для школьной программы, детективного сюжета в «Преступлении и наказании» можно найти гораздо более сложную и многогранную, чем кажется в юности, философию, сложные характеры и тонкий психологизм.

Мария Рамзаева
23 марта 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты