Мой город — Челябинск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Замахнуться на святое: что нужно убрать из школы и что — добавить

Многое из того, чему учат в школе, дети забывают сразу, выйдя из класса. При этом знания, которые точно пригодятся в жизни каждому, какой бы профессией он ни занимался, в школе как раз не дают. Не правильнее было бы вместо матанализа научить детей «вешать полочки на стены из различных материалов» и разбираться в собственных эмоциях и финансах?
Наталья Афанасьева
12 сентября 2018
13 комментариев
Фото: robfos / Flickr / CC BY-SA 2.0

Российский блогер Алексей Фельдгендлер опубликовал в соцсетях свои размышления о современном образовании, которые положили начало любопытной дискуссии: каких предметов не хватает в нашей школе и от чего можно было бы спокойно отказаться. «Сейчас буду замахиваться на святое: то, что должен знать каждый образованный человек. Я имею в виду программу средней школы, причем именно базовую, то есть то, что полагается изучать всем — и физикам, и лирикам. Ценность значительной части этой программы не то чтобы равна нулю, но очень низка, — пишет Фельдгендлер. — Химические свойства сульфатов, климатические условия Индокитая, проблемы нравственности в творчестве Тургенева, формула синуса двойного угла, признаки отряда непарнокопытных — все это вы изучали в школе».

По наблюдениям автора поста, который сам окончил школу с золотой медалью, большая часть всех школьных знаний — балласт, их никто не помнит и не использует в жизни. «Большинство предметов, изучаемых сейчас в старших классах, нужно безжалостно урезать. Физику, химию, биологию, географию объединить в предмет „Естествознание“, где давать лишь основы всего. Убрать из курса математики основы матанализа — все равно в отрыве от физики никто не понимает, зачем это нужно и в чем смысл нахождения площадей под какими-то графиками. Убрать из курса литературы книги, которые можно оценить по достоинству, когда тебе 30-40 лет, а таких там чуть ли не большинство. В общем, много чего сократить», — предлагает автор, добавляя, что у тех, кто хочет изучать углубленно физику, математику или литературу, безусловно, должна быть такая возможность — речь идет о программе для всех, об обязательном минимуме.

здесь сформулирован главный тренд современного образования

Хоть сам блогер называет свои предложения «кощунственными», на самом деле здесь сформулирован главный тренд современного образования. На этих принципах построена, например, программа IB (Международного бакалавриата), который работает в 125 странах, — его диплом позволяет поступить в самые лучшие университеты мира.

Курс IB состоит всего из шести предметов — их должен выбрать сам ученик, причем с самого начала надо определиться, на каком уровне он будет изучать ту или иную дисциплину — три из них должны быть высокого уровня (Higher Level предполагает 240 часов преподавания, Standard Level — 150 часов). Все предметы разбиты на шесть блоков: родной язык и литература; иностранный язык; математика — это обязательный предмет, но преподается на четырех разных уровнях, в зависимости от способностей и притязаний студента; экспериментальный блок: сюда входит биология, химия, экология; блок социальных наук: экономика, география, история, философия, глобальная политика; творческий блок: визуальные искусства, музыка, театр — это очень серьезное направление, ему обычно уделяется очень много внимания, так как творчество считается одной из важных составляющих образования.

Основу программы Международного бакалавриата составляет концептуальное междисциплинарное образование, которое строится вокруг абстрактных понятий. Вот что рассказывает об этом Мадлена Шагинян — специалист в области российского и международного образования и профессионального развития для учителей: «Сегодня междисциплинарное обучение считается одной из самых перспективных образовательных моделей. Ведь когда ты выходишь на улицу, не бывает отдельно химии или физики. Жизнь познается не по предметам, все связано между собой. И если у ребенка есть такой опыт рассмотрения явления или событий, он понимает то или иное явление значительно глубже и, как следствие, оказывается лучше подготовлен к жизни. Сегодня все страны, которые пытаются поднять высокую образовательную планку, постепенно уходят от просто изучения предмета и приобретения фактических знаний и пытаются интегрироваться вокруг каких-то явлений».

образованные люди должны знать, как проверять факты

Далее Алексей Фельдгендлер размышляет о том, «что же преподавать в школе вместо всего перечисленного». И выдвигает такие предположения:

  • Основы психологии, чтобы учиться «называть свои эмоции, распознавать эмоции других, знать, что такое манипуляции, и уметь им противостоять».
  • Основы экономики, чтобы «понимать, откуда берется зарплата, что такое налоги, уметь выполнять расчеты с процентными ставками».
  • Расширить и разнообразить программу уроков труда — «взрослые, образованные люди обоих полов должны уметь вешать полочки на стены из различных материалов».
  • Английский язык, «чтобы для выпускника школы не было проблемой поехать учиться на английском языке в иностранном вузе».
  • Работа с информацией: «взрослые, образованные люди должны знать, как проверять факты, как распознавать надежные источники, уметь находить и читать научные публикации, делать и пользоваться рефератами, распознавать когнитивные искажения. Мир был бы совсем иным, если бы все владели этими основами».

И тут, можно сказать, автор попал прямо в тренд. Ядром того же IB является обязательный курс, который так и называется — «Теория познания». Он объединяет различные дисциплины и навыки практического применения теоретических знаний в жизни. Это уникальная методика, разработанная специально для IB. Курс основан на обсуждении различных явлений с точки зрения разных предметов, и он предполагает самостоятельные изыскания и исследования.

Эта дискуссия возникла не на пустом месте — очевидно, что требования к образованию, к его содержанию и форме, меняются. Но, главное, уже изменилось понимание того, чему должна научить школа. «30 лет назад перед учителем вообще не стоял вопрос о том, что помимо знаний школа должна дать ребенку необходимые компетенции, в том числе управленческие навыки, умение самоорганизации, способность анализировать собственные действия, социальный опыт и так далее, — считает Михаил Мокринский, директор школы „Летово“. — Если сегодня учитель занимает ту же позицию, что и 30 лет назад, он обманывает ученика».

Рейтинг школ Москвы и России, профили и специализации, условия приема и обучения — в разделе «Школы» «Учёба.ру».
Наталья Афанасьева
12 сентября 2018
13 комментариев

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты